Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 434
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лётчик вышел, тя­же­ло ка­ча­ясь, из ка­би­ны, упал на на­гре­тую солн­цем землю и так про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов. (2) Но к концу дня, когда солн­це на­ча­ло кло­нить­ся к за­ка­ту, он по­ше­ве­лил­ся, от­крыл глаза и при­слу­шал­ся. (3) Ему по­ка­за­лось, что сол­неч­ный свет шумит усы­пи­тель­но и рав­но­мер­но. (4) За­га­доч­ный этот звук за­ста­вил его сесть и осмот­реть­ся.

(5) Где-то да­ле­ко, почти на самом краю земли, про­кри­чал петух, а в ку­стах за­тре­ща­ла, вер­тясь, какая-то кро­шеч­ная птица с крас­ным хо­хол­ком. (6) «Земля»,  — ска­зал лётчик, и тяжёлый комок под­ка­тил к горлу. (7) Ни­ко­гда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так тро­га­тель­на и так нежна.

(8) Го­ло­ва у лётчика кру­жи­лась. (9) И он не видел, как де­воч­ка лет две­на­дца­ти, обык­но­вен­ная меч­та­тель­ная де­воч­ка, лю­бив­шая бро­дить по скло­нам горы и пред­став­лять себя Зо­луш­кой, из­гнан­ной из дому, бе­жа­ла к нему. (10) Она за­ды­ха­лась. ( 11) Она сразу по­ня­ла, что про­изо­шло, что это лежит раз­бив­ший­ся лётчик. ( 12) Она пла­ка­ла и не вы­ти­ра­ла слёз, они сле­та­ли с её по­блед­нев­ших щёк и брыз­га­ли на её руки и свет­лое пла­тье, но после каж­дой тяжёлой слезы глаза де­воч­ки сияли всё боль­ше и боль­ше. (13) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел в этих гла­зах и ла­зурь, и блеск, и неж­ность, и страх за его жизнь, и лю­бовь, такую же неж­ную, как вен­чик со­вер­шен­но кро­шеч­но­го гор­но­го цвет­ка, ще­ко­тав­ше­го его щёку.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в име­ни­тель­ном па­де­же.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся ме­сто­име­ни­ем, так как от­ве­ча­ет на во­прос ви­де­ла что? В пред­ло­же­нии такие слова на­зы­ва­ют со­юз­ны­ми сло­ва­ми (не со­ю­за­ми!)

Ответ: ме­сто­име­ние

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по рус­ско­му языку, 2016
Сложность: III
1
Задание № 428
i

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Лётчик про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов.
2) Какой-то стран­ный звук за­ста­вил лётчика спря­тать­ся.
3) Лётчик все­гда знал, что Земля уди­ви­тель­но тро­га­тель­на и нежна.
4) Де­воч­ка сразу по­ня­ла, что про­изо­шло с лётчи­ком.
5) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел глаза де­воч­ки, скло­нив­шей­ся над ним.

2
Задание № 429
i

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - рас­суж­де­ние
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
5) за­да­ча речи - объ­яс­нить при­чи­ны кру­ше­ния самолёта.

3
Задание № 430
i

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии на­прав­лять лучи света на что-ни­будь
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии ста­но­вить­ся бле­стя­щим под вли­я­ни­ем ка­ко­го-либо чув­ства
3) си­но­ним - свер­кать
4) си­но­ним - под­све­чи­вать
5) ан­то­ним - за­тем­нять.

4
Задание № 431
i

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 8-11) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и ме­сто­име­ния. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) в об­ласть от­ве­тов (на­при­мер, 13).


5
Задание № 432
i

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков мень­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.


6
Задание № 433
i

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5 и 6 гла­гол со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 1-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.


7
Задание № 435
i

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 8-12) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния

за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) (на­при­мер, 13).